Обычно все привыкли различать цепи по двум-трем характеристикам:
Но все гораздо сложнее.
Например, у TSUBAKI 5 видов 525 цепей, три из которых «стальные» и две «золотые». Так как же выбрать цепь для мотоцикла?
Так как все фирменные цепи для мотоциклов роликовые, то эту характеристику мы будем учитывать по умолчанию. Выберем два бренда AFAM и TSUBAKI.
Для начала разделим цепи на типа: сальниковые и бессальниковые.
Бессальниковые цепи используются в основном для мото- и квадо- кросса. В таблице указано, какие рекомендации дают производители на использование цепи:
Тип/размер | Tsubaki | Afam |
428 золотая | До 125 | До 250 кубов |
520 стальная | До 250 | До 250 кубов |
520 золотая | До 650 | До 500 кубов |
Основная задача бессальниковой цепи обеспечить передачу крутящего момента без потери мощности на трение, которое создают сальники на роликах цепи. Эти цепи имеют очень маленький ресурс. При комбинации с алюминиевой задней звездой дает максимальный эффект. Рекомендуется только для спортивного использования. Типы/размеры: 415, 420, 428 и 520, «золотые» и «стальные».
Сальниковые цепи. Их применяют в off-road (эндуро), городских и трековых мотоциклах.
Это самая обширная группа цепей. Типоразмеры: 415, 420, 428, 520, 525, 530, 532 и 630(последние два очень редкие размеры, буквально 3-5 мотоциклов с завода укомплектованы ими).
Сальники у таких цепей бывают разные. Самый просто O-ring – обычный сальник с круглым сечением. Далее идут X-Ring – сальник с X образным сечением. А дальше уже идут разделение и разные разработки у каждых производителей свои. Например: QX-Ring, Z-Ring, Xs-Ring, TX4-Ring и другие.
TX4-Ring – это эксклюзивная разработка фирмы Tusbaki. Этот сальник создает минимальное трение при вращении, соответственно нет потерь мощности. Как правило, используют цепи с такими сальниками на шоссейно-кольцевых мотогонках.
Чем сложнее сальник, тем выше ресурс цепи, так как лучше защищены ролики цепи.
Кроме сальников, второй по важности момент – это сплав стали. В основном производители делают все усиленные цепи золотого цвета. Но и простые «стальные» цепи бывают усиленные.
У TSUBAKI, к примеру, стальные 520-ые цепи есть:
Gamma – без сальников, рассчитаны на мощность до 45 л.с., на разрыв 32kN
Omega – сальниковая, до 70 л.с., на разрыв 32kN
Alpha – сальниковая, до 120 л.с, на разрыв 36kN
И золотые 520-ые цепи:
Alpha – сальниковая, до 120 л.с., на разрыв 36kN
Sigma – стальная, до 150 л.с., прочность на разрыв 40kN.
Racing Pro – сальниковая, свыше 200 л.с., на разрыв 38kN.
Фирма AFAM разделяет свои цепи по объему двигателя мотоцикла и его классу.
Так же в пределах одного типа/размера цепи бывают облегченные и стандартные. При этом облегчение не всегда сказывается на ухудшении характеристик на нагрузку.
В среднем при замене одной цепи на облегченную можно «сэкономить» 100-300гр.
Правильно выбранная цепь и при должном уходе за ней ресурс цепи будет в районе 30.000 км. Это относится к использованию на асфальтовых дорогах общего пользования. В эндуро и мотокроссе это правило не работает, так как интенсивность износа зависит и условий эксплуатации.